Сергей Безруков: «Очень сложно влюбиться в женщину, которая носит фашистскую форму»

Культура


Сергей Безруков

Фото: кадр из фильма

21 октября в прокат выходит фильм Игоря Угольникова «Учености плоды» о пушкинском имении Михайловском в дни, когда там хозяйничали немецкие оккупанты. Накануне корреспонденты kp.ru побеседовали с исполнителем главной роли.

Название фильма, конечно, взято из «Евгения Онегина», там эти слова относятся к Ленскому: «Он из Германии туманной / Привез учености плоды: / Вольнолюбивые мечты, / Дух пылкий и довольно странный». Но действие фильма разворачивается в 1943 году, когда Псковская область и, в частности, Михайловское, оккупировано фашистами. Среди них — строгая, холодная фрау Шиллер, великолепно знающая русский язык и с огромным уважением относящаяся к Пушкину (но не к русскому народу). Она составляет опись всего, что находится в музее, по ходу дела знакомится с обычным крестьянским парнем Сергеем Трофимовым — и их взаимная неприязнь постепенно оборачивается любовью. Мягко говоря, неожиданной на фоне фашистских зверств и партизанских операций.

О фильме нам рассказал сыгравший в нем главную роль Сергей Безруков.

Кадр из фильма «Учености плоды»

Кадр из фильма «Учености плоды»

«БУМБАРАШ» И ОККУПАНТЫ

— Ваш персонаж, Сергей Трофимов, получился очень обаятельным.

— Он очень непростой человек с непростой судьбой. Герой гражданской войны. В фильме на этом нет большого акцента, но он был на Перекопе с войсками Фрунзе, переходил Сиваш в ледяной воде. А вскоре после этого на Тамбовщине разразилось крестьянское восстание, которое советская власть крайне жестоко подавила — там и тогда он потерял всю свою семью… То есть, потерял Родину, потому что в обычном человеческом понимании чувство Родины – это семья, дом, твоя земля, на которой ты вырос и где лежат твои предки. Он не озлобился, и для себя определил: все произошло из-за того, что он воевал и очень легко убивал людей. То есть случившееся с ним он рассматривает как некое наказание. Он прошел большой путь к осознанию того, что любое убийство отвратительно, и дал зарок не брать в руки оружие: заповедь «Не убий» стала для него основной. Впрочем, на Великую Отечественную он не пошел по другой причине — потому, что комиссован из-за ранений и контузии… Сергей прибился на Псковщине, живет там — полуграмотный, но с уникальными слухом и памятью, на все руки мастер, способный запросто починить хоть электропроводку, хоть пианино. И вот на Псковщину приходят немцы. Сергей не коллаборационист, он с ними не сотрудничает — максимум, может за какое-то небольшое вознаграждение оказать мелкие услуги. Он презирает полицаев. Но, с другой стороны, не хочет быть и с партизанами: там ему придется убивать людей. Такой Бумбараш с принципом «Я никого не трогаю, и меня пусть никто не трогает». Но при этом, конечно, он все время под угрозой: его могут убить не те, так другие.

— Для него потрясением оказывается расстрел цыганского табора, в котором его хотели заставить участвовать…

— Меня это тоже потрясло. Это ведь документальный факт: табор действительно был убит под Псковом. Взрослых расстреливали, а на детей полицаи не тратили пуль, просто надевали им мешки на голову и били лопатами… Конечно, последнее показать в фильме было невозможно. Но тем не менее, мне кажется, очень важно, что в этом фильме поднимается тема геноцида цыган, Все помнят про Холокост, то есть уничтожение евреев, но нельзя забывать про геноцид цыган, про геноцид советского народа, женщин, детей и стариков. Этой вины с фашизма никто не снимал.

Кадр из фильма «Учености плоды»

Кадр из фильма «Учености плоды»

Читать  Друг Градского назвал «роковую ошибку» композитора - Газета.Ru

— В какой-то момент оказывается, что Сергей выучил массу стихотворений Пушкина, просто слушая, как их декламируют по радио…

— Он даже не отдавал себе отчет, что их запоминает. Это просто называется – человек с уникальными способностями. Но к Пушкину у него отношение сложное. Как и у многих. Если мы сейчас выйдем на улицу и начнем спрашивать людей «Как вы относитесь к Пушкину?», думаю, не найдем в ответах искренности. В Москве больше образованных людей, чем в деревнях, но и тут в основном все сведется к хрестоматии, к школьной программе, к поверхностному знанию нескольких стихотворений. Искреннюю влюбленность в Александра Сергеевича мы встретим разве что у тех, кто всерьез увлекается поэзией и разбирается в ней… Я-то другое дело, давно этим занимаюсь, играл Пушкина на сцене и в кино, много читал о нем. Игорю Угольникову, наверное, поэтому и было интересно взять меня на роль простого обывателя, который к нему относится совершенно спокойно. Как вообще крестьяне могли относиться к барину и к дворянину? Он писал стихи, ну и что? Для них труд — это вбить гвоздь в стену или вспахать поле, а частушки, лежа на диване, может сочинять каждый… Когда после смерти Сергея Александровича Есенина село Константиново предложили переименовать в Есенино, местные оказались против: «А что он нам такого сделал?» И ведь Сергей Александрович еще был из деревенских, из своих. А тут — богатый столичный житель, на которого работали крепостные!.. Вот и у героя «Учености плодов», выучившего наизусть множество стихов, отношение к Пушкину все равно поначалу выражается словами «Ну и что?» Но постепенно он Пушкина для себя открывает как ту самую Родину, которую потерял, казалось, навсегда, вместе с семьей и домом. И он не хочет отдавать эту Родину немцам. Слов «культура» или «наследие» в его лексиконе не встретишь, но он понимает, что за эту Родину он готов воевать.

«КАСКАДЕРЫ, ИЗОБРАЖАВШИЕ ФАШИСТОВ, МЕНЯ БОЯЛИСЬ»

— При этом у вашего героя начинается роман с Марией Шиллер, немкой, которую оккупанты назначают новой хранительницей Михайловского…

— Это сложные отношения, конечно. Вообще для меня немецкая форма — как красная тряпка для быка. Это что-то врожденное. Лет 15 назад я снимался в фильме «В июне 41-го», одним из продюсеров которого как раз был Игорь Угольников, там мой герой дрался с фашистами, и я был очень жестким в этих драках — каскадеры меня просто боялись. И фрау Шиллер в «Учености плодах» носит эту форму… Разглядеть в ней человека, а, главное, женщину, у героя получается не сразу, но все-таки получается. Может быть, это связано, опять же, с ее отношением к нашей культуре и к Пушкину, которого она боготворит. Она не принадлежит к тем фашистам, которые прибыли сюда убивать. Она выступает за просвещение, она преподносит и местному населению, и немцам великое слово, на русском читает стихи Александра Сергеевича. И немецкое начальство очень недовольно ее поведением: оно-то не собиралось никого просвещать, оно относилось к славянам как к будущим рабам. Хотя конфликт моего героя с фрау Шиллер по поводу того, что такое «просвещенная нация», вышел довольно жестким. Она считает просвещенными немцев, закрывая глаза на способность фашистов убивать людей в оврагах десятками… Она во многом наивна, по-немецки закрыта с ее педантичностью, и мой герой ее по-настоящему потрясает: она ведь думает, что русские — темные, и изумляется, открыв в нем уникальные способности.

Читать  Гений Высоцкого: признания великого барда

— Расскажите про актрису Настасью Кербенген, которая играет в этом фильме. Она же очень интересная, а мы про нее ничего не знаем.

— Она замечательная. Я тоже впервые встретился с ней на съемках. Она блестяще говорит по-немецки, потому что у нее немецкие корни. Но она все равно русская и по духу своему и по манере актерской игры. Пробовалось много актрис, немецких в том числе, но Настасья победила — благодаря сильным эмоциям и сопереживанию в кадре, знанию русской психологической школы игры, русского психологического театра. Ни одна из немецких актрис, которые пробовались, не могли в кадре делать то, что делала она… Да и вообще я не встречал в своей жизни иностранца, без русских корней, который был бы всерьез влюблен в поэзию Пушкина. Его очень сложно переводить на иностранные языки. Он слишком русский. У него совершенно фантастический язык, который невероятно звучит в произношении — он ведь во многом наш современный язык и изобрел. В переводе все это, к сожалению, обычно уходит.

Кадр из фильма «Учености плоды»

Кадр из фильма «Учености плоды»

— А как современную молодежь научить любить Пушкина? С одной стороны, молодым рассказывают о Пушкине в школе. С другой — им кажется, что их Пушкиным перекармливают.

— Это слишком глобальный вопрос… Но если говорить, например, о театре, можно делать хорошие постановки — даже не о Пушкине, а по мотивам его произведений. Если будут великолепный «Онегин», великолепная «Пиковая дама», великолепные «Капитанская дочка» или «Повести Белкина», в этом как раз выход из создавшейся ситуации: молодежь сможет Пушкиным заинтересоваться. Очень важно убрать школьное, «хрестоматийное» отношение к нему. Допустим, я уже 19 лет играю на сцене Пушкина — сначала был отцовский спектакль в театре имени Ермоловой, потом я сделал свою версию в Московском Губернском театре. И я стараюсь передавать на сцене настоящие эмоции и чувства, чтобы таким образом оживить поэта, чтобы у зрителя родились к нему абсолютно искренние чувства, симпатия и сопереживание, а в конце – боль утраты. На этом спектакле как раз всегда очень много молодежи. И они видят, что Пушкин — живой, что он хулиган, видят, как он кутит со своим другом Пущиным, который приехал к нему меньше чем за год до восстания на Сенатской. Это Пушкин влюбленный, Пушкин страстный, Пушкин, унижаемый Третьим отделением и государем. И когда в финале мой герой произносит легендарную фразу: «Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом», уходит на дуэль, и никто не может его остановить, когда уже предрешено, что он будет убит, люди плачут… Вот что я могу сделать, чтобы приблизить Пушкина к молодежи и к обычным людям: читать его и играть его, пока здоровье и возраст позволяют.

Читать  «Королю тигров» Джо Экзотику могут сократить тюремный срок - Газета.Ru

«КОГДА НИКИТА ПРЕСНЯКОВ ПОЕТ, ЖЕНЩИНЫ НАШЕГО ТЕАТРА СПЕЦИАЛЬНО ПРИХОДЯТ ЕГО СЛУШАТЬ»

— Кстати, у вас в Московском Губернском театре недавно была премьера: вышла «Безымянная звезда» по пьесе Михая Себастьяна, которую большинство зрителей в России знает благодаря фильму Михаила Козакова. Только у вас постановка называется «электродрамой».

— Это определение придумал режиссер Саша Созонов, у него драматический театр соединен с элементами мюзикла, с кордебалетом, вокальными партиями. Для меня как руководителя Московского Губернского театра это радостно, потому что у моих артистов есть возможность попробовать себя в новом качестве. Брать уроки вокала и петь. Для них это замечательный опыт, хотя и тяжелейший. Еще и Саша как режиссер работает довольно жестко… Тем не менее, мне кажется, все получилось.

— А почему вы пригласили на роль учителя Марина Мирою Никиту Преснякова?

— Потому что, во-первых, в этой роли все-таки требуется профессиональный вокал: партии, которые написал композитор Александр Карпов, довольно-таки сложные. Никита справляется с ними великолепно. Когда он поет, женское население нашего театра специально приходит слушать его арию. Он там такие верха берет… Просто браво, браво, браво. А во-вторых, он по фактуре своей похож на учителя Мирою — такой, знаете, худой, высокий, не совсем складный… Вообще я ревностно отношусь к нашей профессии, и к своим коллегам в том числе. Если уж мы выходим на сцену, мы должны быть мастерами. Но Никита замечательно продвинулся и в драматическом искусстве — он изумительно работает именно как актер, наравне с моими опытными артистами. Я волновался за него, но он меня убедил.

Кадр из фильма «Учености плоды»

Кадр из фильма «Учености плоды»

— Получается, что профессиональное актерское образование для хорошего актера не обязательно?

— Как вам сказать? Я за то, чтобы был профессиональный результат. Я закончил Школу-студию МХАТ, курс Олега Павловича Табакова, и считаю, что актерскому мастерству надо учиться. Но я уже не раз говорил, что, безусловно, бывают и самородки, которые, не имея актерского образования, выходят на сцену или на съемочную площадку, и выглядят органичнее, чем их партнеры, закончившие театральный вуз или ВГИК. Татьяна Друбич, например, Сергей Бодров-младший, или Оксана Акиньшина — никогда к ним вопросов по мастерству не возникало, хотя актерского диплома у них нет. Никита Пресняков, к слову, окончил Нью-Йоркскую академию киноискусства, и основы нашей профессии знает. Это не первая его работа в театре, у него есть несколько работ в кино. И он продолжает в этом совершенствоваться, работает над собой. Это такая же профессия, как и многие другие. И в ней важен результат.

Учености плоды Трейлер (2021)





Источник

Оцените статью
Аренда яхты в Мармарисе Индивидуальные экскурсии в Мармарисе Пиратский корабль в Мармарисе озеро салда и памуккале Атлантис в Мармарисе родос из мармариса janwar video bf pakistaniporn2.com desi bhabhi porn videos son forces mom for sex indianporno.info debonair blog pics bangli xnxx com doodhwali.net bengali forced sex hardcore fucking videos hardindiansex.mobi indian teen sex chat with girls on whatsapp best-pornos.com xixx india benfire hentai hentai.name takeshi ohmi geeb.xyz hindi full hd sexy desi-porn.mobi porn blue film mastrubate analotube.net indian xxx xvideos asia singing superstar audition in pakistan hapka.info khaadi chapter 2 boudi 3x bombaporno.com village sex indian nepali sax com ufym.pro samrat cinema s9 sobazo.com ghitorni bengali boudi chuda chudi video arabsexflesh.com indiansex vedio massage xxx hqtube.pro dasi sex videos com