Поддержанное Россией решение ОПЕК+ знаменует выход из нефтяного кризиса

Экономика

Поддержанное Россией решение ОПЕК+ знаменует выход из нефтяного кризиса

Участники соглашения ОПЕК+, неофициального расширения международного нефтяного картеля, договорились с января 2021 года увеличить добычу нефти на 0,5 млн баррелей в сутки. Такое поворотное решение во многом связано с позицией России, которая становится ключевым производителем и неформальным лидером ОПЕК+, контролирующим сегодня около 13% мировой нефтедобычи.

Обозреватель ФАН разобрался, к чему может привести новое решение ОПЕК+ и не является ли оно предвестником скорого окончания кризиса.

Поддержанное Россией решение ОПЕК+ знаменует выход из нефтяного кризиса

Сокращай сокращения

Решение ОПЕК+ об увеличении добычи нефти с 1 января 2021 года будет уже не первым за нынешний год. Напомним, что на момент прихода глобальной пандемии нового коронавируса картель контролировал около 35% мировой добычи черного золота, а его «расширение» во главе с Россией, так называемый ОПЕК+, — еще около 20%.

По итогам экстренной встречи 9–12 апреля страны, входящие в ОПЕК+, согласились сократить с 1 мая совместную добычу на 10 млн баррелей в сутки. Учитывая что к началу года потребление нефти в мире составляло около 100 млн баррелей нефти в день, на долю ОПЕК+ приходилось около 55 млн баррелей суточный добычи, а 10 млн баррелей сокращения составляли около 18% этого объема.

Однако с исполнением начального соглашения сразу возникли сложности: некоторые участники ОПЕК+ настаивали на меньших ограничениях для себя лично. И все же апрельскую сделку удалось сохранить — в мае-августе было обеспечено сокращение добычи нефти на 9,7 млн баррелей в день.

Уже на второй квартал 2020 года пришлось ожидаемое наибольшее падение мирового спроса: он просел до уровня около 85 млн баррелей в день. Таким образом, именно расширение ОПЕК+ взяло на себя главный удар, обеспечив около 2/3 общемировой балансировки спроса и предложения.

Такой подход себя во многом оправдал: практически все страны картеля и его расширения смогли справиться с острой фазой нефтяного кризиса, в то время как в США лихорадка сокращений продаж привела к массовому банкротству производителей нефти и даже к такому странному биржевому артефакту, как отрицательные цены на черное золото. Кроме того, в странах ОПЕК+ не случилось логистического кризиса, который накрыл американский рынок нефти на фоне его затоваривания непроданной нефтью.

Читать  Сбер создает альянс для устойчивого развития российской экономики

В любом случае, уже к августу 2020 года спрос во многом восстановился и в третьем квартале вышел на отметку 95 млн баррелей в день. В таких условиях ограничения на добычу в рамках ОПЕК+ были значительно ослаблены: начиная с августа они были сокращены до уровня 7,7 млн баррелей в день. И вот, декабрь 2020 года — и снова послабление, теперь до отметки 7,2 млн баррелей.

Так что же, мир оказался на пороге выхода из кризиса, и впереди нас ждут мощный рост потребления нефти, небывалый спрос и высокие котировки?

Поддержанное Россией решение ОПЕК+ знаменует выход из нефтяного кризиса

Нас ждет медленное восстановление

Согласно прогнозам ведущих энергетических агентств и компаний, второй этап восстановления нефтяного рынка не будет иметь столь же быстрой динамики, как первый этап, прошедший с августа по декабрь или, тем более, как обвальное разрушение рынка в первом-втором кварталах 2020 года. Как говорится, «вход в кризис — копейка, а выход — уже рубль».

По самым смелым ожиданиям, к докризисному уровню мирового потребления нефти, круглой цифре в 100 млн баррелей в день, мир сможет вернуться только к четвертому кварталу 2021 года, не раньше.

Во многом это связано с тем, что мировая производящая и сервисная экономики, а также социальная сфера теперь в гораздо большей степени ориентированы на ставшие «модными» во времена коронавируса дистанционные формы взаимодействия людей, которые кое-где даже оказались эффективнее традиционных форм, завязанных на транспорт и перемещение больших масс людей и товаров.

Как следствие, теперь рост нефтяного потребления будет идти уже не в варианте восстановления старых связей, но во многом за счет создания взаимодействий нового, «дистанционного» стандарта.

Конечно, «показывать людям курорт по телевизору» никто не будет, но вот конкуренция сетей непосредственной доставки и интернет-заказа с традиционными торговыми центрами, судя по всему, выиграна в пользу дистанционного формата. Заполученный в 2020 году «интернетчиками» и «доставщиками» сегмент розничной торговли традиционная розница вряд ли сможет когда-либо полностью вернуть себе.

Читать  Банки в России хотят заставить объяснять отказ в кредитных каникулах

Вот почему на восстановление «последних» 5 млн баррелей мирового спроса, по прогнозам, уйдет практически целый год — вместо полугода, за которые удалось восстановить первые 10 млн баррелей потерь. Фактически, это уже будет «спрос нового типа», за который начнет отвечать экономика «дистанционного» уклада, а не механическое «стояло с момента кризиса — теперь запустили заново».

Тем большим удивлением для многих стал другой очевидный прогноз: надеждам на то, что «могильщиком» нефти и ее главного сектора потребления, транспортного, окажется электромобиль, судя по всему, не оправдались.

Поддержанное Россией решение ОПЕК+ знаменует выход из нефтяного кризиса

«Зеленые» технологии? Это не главное

Стоит понимать: осторожное восстановление спроса сегодня определяется отнюдь не переходом на «зеленые» технологии, например электромобили. Ведь доставку товаров конечным адресатам осуществляют все те же автомобили с двигателями внутреннего сгорания. А вот с электромобили пока что получается продавать потребителям только в случае налоговой и финансовой поддержки со стороны государства, которая просто «размазывает» эти дополнительные затраты на все общество.

Доходит и до чисто запретительных мер. В частности, правительство Японии объявило, что к середине 2030-х годов намерено ввести более жесткие правила регулирования внутреннего авторынка, которые должны полностью исключить из продаж бензиновые и дизельные автомобили. Согласно планам Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, к этому моменту в стране можно будет приобретать только гибриды, электромобили и автомобили на топливных элементах.

Но такая директивная «электромобилизация» экономики вызывает обоснованную критику даже в западных странах. В частности, в Великобритании сейчас нарастает очередной «зеленый» скандал вокруг электромобилей, который получил название «Астонгейта».

Это название связано с тем, что авторами скандального исследования, оценивающего экологическую эффективность электромобилей, стали компании Aston Martin, Bosch и Hyundai. В своем отчете они убедительно показали, что электромобиль — отнюдь не тот «абсолютно чистый» агрегат, которым его любят рисовать в рекламных брошюрах. Более того, на деле он существенно грязнее обычного современного автомобиля на бензине или дизельном топливе.

Читать  Средняя пенсия в России за год увеличилась

В отчете показано, что средний электромобиль должен проехать минимум 81 000 км, прежде чем его общий углеродный след сравняется с выбросами бензиновой модели такой же мощности и комфорта. А обычная эксплуатация электромобиля в современных городских условиях оказывается и вовсе губительной для экологии: по статистике, он оставляет за собой 24 тонны CO₂ по сравнению с 14 тоннами выбросов CO₂ от его бензинового «собрата». Основная причина такого кажущегося парадокса проста — на производство, а затем утилизацию литий-ионных аккумуляторов уходит прорва энергии, которая адептами «зеленого» пути просто не учитывается в полном балансе выбросов своего детища.

Словом, пока что «безуглеродное» и, как следствие, «безнефтяное» будущее выглядит как гибкий подход по внедрению электроавтомобилей в тех отраслях и применениях, где они действительно могут составить конкуренцию автомобилям с двигателями внутреннего сгорания, а вовсе не как повальная «электромобилизация» всей мировой экономики. Это означает, что нефтяной век не закончится на нашей планете ни через десять, ни даже через двадцать лет.

Источник: https://riafan.ru/1347411-podderzhannoe-rossiei-reshenie-opek-znamenuet-vykhod-iz-neftyanogo-krizisa

Оцените статью