Регистрация    Войти
Авторизация
"Информация Плюс" » Культура » Юбилейная "Маска" выдала рекорд по количеству спектаклей и номинаций

Юбилейная "Маска" выдала рекорд по количеству спектаклей и номинаций

Категория: Культура
В честь 20-летнего юбилея Национальной премии торжество решено было сделать необычным. Всех театралов — артистов, постановщиков, директоров, критиков — усадили прямо на сцену главного театра страны, оставив небольшой ее кусок для выхода ведущих и награждаемых

Так, роскошный зрительный зал исторической сцены Большого театра стал главной декорацией всего действа, а «намоленность» места придала происходящему необходимую статусность, и даже сакральность.


После номера «Призрак оперы» (мировые солисты известного мюзикла пели его из всех главных лож театра!) и небольшого вступительного слова Гендиректора «Маски» Марии Ревякиной церемония награждения шла в быстром темпе уже без музыкальных пауз. На них просто не было времени, ведь юбилейная «Маска» выдала рекорд по всем статьям: количеству просмотренных экспертами спектаклей — 767, из которых на фестивале показали 62, и общему количеству номинаций — 170. Волнующей и трогательной кульминацией церемонии стало награждение наших театральных легенд Олега Басилашвили, Марка Захарова, Нины Ургант и других, общим числом восемь — «за выдающийся вклад».


Само действо неожиданно стало серьезным аргументом в опровержении известного недавнего тезиса «Россия не Европа». В качестве «вручантов» на сцену выходили выдающийся итальянский режиссер Ромео Кастелуччи и директор «Комеди Франсез» Мюриэль Майетт, российский оперный режиссер, работающий ныне по всему миру, Дмитрий Черняков и директор балетной труппы La Scala Махар Вазиев. А «получантами» оказывались ведущие фигуранты российского театрального процесса, среди которых немало европейцев: литовец Римас Туминас, латыш Айнарс Рубикис, легендарный эстонский дирижер Эри Клас, англичане Ян Латам-Кениг, Энтони Макдональд… Российский театр, особенно музыкальный, находится в европейском контексте, систему прочных связей и сообщающихся сосудов не так-то просто отменить.


Абсолютным триумфатором в разделе музыкального театра — 4 «Маски» — вышел Екатеринбургский балет, всего-то второй раз за свою историю участвующий в конкурсе. В опере, благодаря «Евгению Онегину» Жолдака лидировал Михайловский театр (3 «Маски»). Столько же в общей совокупности у Большого театра, а новосибирская опера благодаря «Мессе», и компания «Стейдж Энтертейнмент» благодаря мюзиклу «Русалочка» — имеют по две. Среди получивших по одной награде — московские театры «Новая опера», Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, театр Бориса Покровского, питерский проект в современном танце. Подробные результаты можно посмотреть здесь.


Как всегда с чем-то можно не соглашаться, и мне, к примеру, искренне жаль оставшейся без награды пермской «Свадьбы Фигаро», сделанной с курентзисовским перфекционизмом. Правда, один из спецпризов получил блистательный Максим Емельянычев, музыкант и дирижер оркестра MusicaAeterna, в чьем ведении была суперважная партия хаммерклавира. Оказался совсем не замечен беспощадно-актуальный «Борис Годунов» Александра Тителя в Екатеринбургской опере. И, что уж совсем странно, мимо наград пролетела мировая премьера «Левши» Родиона Щедрина в Мариинке. Среди балетов на внимание могли рассчитывать ММАТ с Килианом, Пермь с Форсайтом и Мариинка с Ратманским. Конечно, особую роль сыграло качество фестивальных показов, несколько из них — и это грустная традиция фестиваля — провалились на чужих площадках, некоторым год проката не пошел на пользу.


Но в целом, итоговое решение в разделе музыкального театра отличается внятной логикой и бескомпромиссностью. Жюри не стало, как в былые годы, руководствоваться принципом «больше двух “Масок” — в одни руки не давать». Не наступило на одни и те же грабли, когда создатель лучшего спектакля почему-то не оказывался лучшим постановщиком. И нельзя не заметить в этом решении ясного акцента, который меня, например, радует необыкновенно, ибо «Маска» как конкурс замышлялась с таким посылом, и Экспертный совет этим заветам старался следовать. Речь идет о принципиальной новизне, о серьезных художественных поступках, о создании нового театрального языка, обо всем, что двигает театральный процесс и в чем обнаруживаются его связи с современностью. Поощряется не просто умение профессионально «снимать», копировать, переносить и в который раз воспроизводить уже сказанное. В цене — креативность и создание нового. Следующий, уже XXI веку присущий виток развития пуантного танца, предложенный Вячеславом Самодуровым в «Вариациях Сальери» (Екатеринбург). Самый радикальный за последние годы жест балета Большого театра, сделанный совместно с первой леди российского contemporary dance Татьяной Багановой и художником Александром Шишкиным в «Весне священной». «Франциск» как новый взгляд на оперу, предложенный Сергеем Невским и командой Опергруппы. Симптоматично, что постановщик и великолепный артист Владимир Варнава в своем спектакле «Пассажир» (современный танец) обходит идолов классического балета москвича Сергея Полунина и питерца Леонида Сарафанова, а екатеринбургская прелестная балерина Елена Воробьева — всех остальных. Они получают Маски за роли, созданные «здесь и сейчас». В общем и целом, музыкальное жюри Национальной премии оказалось более смелым и передовым, чем драматическое, поощрившее очевидные достижения, но не отметившее свежих веяний в современном театре.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

Введите два слова, показанных на изображении:
Гаджеты
планшеты samsung